Интервью с председателем Постоянной Экономической Комиссии Милли меджлиса, вице-президентом Международного Союза Экономистов, академиком Зиядом Самедзаде.
— Зияд муаллим, как известно, в рамках ежегодного экономического форума в Давосе состоится встреча президентов Азербайджана и Армении, в ходе которой состоится очередное обсуждение путей урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. В ходе нынешнего интервью, я не хотел бы рассуждать о перспективах справедливого и скорейшего урегулирования данного конфликта. Я хочу вернуться к его истокам. Как известно, на первых порах, стремясь до предела накалить ситуацию, склонить на свою сторону общественное мнение, вызвать к себе сострадание, армянские националисты основную ставку делали на то, что, якобы уровень социально-экономического развития НКАО из-за тенденциозной политики руководства Азербайджана был намного ниже, чем в целом по республике. Это, дескать, и вызвало негодование армянского населения, переполнило чашу терпения, став детонатором событий. Кто был отцом-основателем данного тезиса?
— Вы абсолютно правы, именно спекуляции и лживые заявления армянских националистов о якобы низком уровне социально-экономического развития НКАО стал одной из основных частей по дезинформации мировой общественности со стороны армянской стороны об истинных причинах армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Апологетом данного тезиса выступил академик А.Аганбегян, который также заявлял, что экономика НКАО в куда большей степени взаимосвязана с экономикой Армении, чем с экономикой Азербайджана, хотя в действительности экономика НКАО являлась органичной частью народно-хозяйственного комплекса Азербайджана, активно участвовала во внутриреспубликанском распределении труда и ее устойчивое функционирование в решающей степени зависело от прямых и обратных связей с другими внутриреспубликанскими экономическими районами.
Самое интересное, что и поныне сохранилось множество книг и иных публикаций, в которых он самолично свидетельствовал о достижениях НКАО в составе Азербайджана. Естественно, что в момент приступа национализма и раздумывания над тезисами, посредством озвучивания коих мировое армянство пыталось обосновать свои действия по отторжению от Азербайджана наших исторических земель в Нагорном Карабахе, на академика А.Аганбегяна напал приступ амнезии.
В этой связи уместно будет привести еще один характерный пример, ярко свидетельствующий о том, что события в Нагорном Карабахе возникли отнюдь не спонтанно, а были тщательно и широкомасштабно подготовлены со стороны мирового армянства. Так, на протяжении нескольких лет в высшие органы СССР из НКАО направлялись всевозможные письма, обращения граждан, инспирированные организаторами и вдохновителями предстоящей грандиозной провокации.
Одно из таких посланий, содержащих откровенно искаженные сведения и домыслы, поступило в ЦК КПСС весной 1986 года, то есть за два года до начала событий в НКАО. Мне было поручено проверить это заявление, подготовить соответствующий ответ на основе тщательного анализа. Мы проинформировали центр о том, что коллективное письмо из НКАО о якобы невнимательном отношении к ее социально-экономическому и культурному развитию со стороны отдельных руководителей министерств и ведомств республики тенденциозно и вымышлено от начала до конца. Это подтверждает хотя бы то, что, как показала проверка, из 216 подписей, указанных в письме, лишь 21 подпись принадлежала людям, проживающим на территории НКАО. Более того, при беседе они все категорически отрицали свою причастность к заявлению. Остальные же лица либо давно уже выехали за пределы области и республики, либо умерли. Эти факты доказывают склонность армянских националистов к извращению действительности, к фальсификациям и к их способности пойти на все, что угодно, вплоть до утверждения о том, что молоко черного цвета, ради достижения собственной цели…
— А какова была истинная социально-экономическая ситуация в НКАО до начала армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?
— Давайте, я буду говорить цифрами того анализа, который был сделан мною, на тот момент — заведующим Экономическим отделом ЦК КП Азербайджана, в феврале-марте 1988 года в связи с массированной компанией, развернутой армянскими политиками, заявлявшими, что причиной конфликта в НКАО было серьезное отставание области в социально-экономической сфере от уровня развития Азербайджана.
Итак, к 1986 году НКАО опередила среднереспубликанский уровень по темпам роста промышленного производства: если в целом по республике этот показатель составлял 178,7%, то в НКАО он был на отметке в 183%. А по объему промышленной продукции на душу населения НКАО и вовсе вышла на первое место среди других регионов республики. Охват семей квартирными телефонами в НКАО составлял 42%, тогда как в целом по Азербайджану этот показатель составлял 31,1%. В 1986 году денежные доходы в расчете на душу населения в НКАО превысили 1113,5 рубля, что на 97,8 рубля больше, чем в целом по Азербайджану и на 170,4 рубля больше, чем в Нахичеванской АССР. Обеспеченность одного жителя НКАО жильем к 1987 году составляла 14,6 квадратных метра, тогда как в целом по республике этот показатель составлял 10,9 квадратных метра.
Все эти цифры красноречиво свидетельствуют: уровень жизни в НКАО до начала армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта был выше, чем в целом по Азербайджану.
А теперь, взглянем на сегодняшнюю картину: оккупированный Арменией и никем не признанный Нагорный Карабах по уровню своего развития не идет ни в какое сравнение с самым отсталым регионом Азербайджана. Такова цена оккупации Арменией Нагорного Карабаха, такова цена зловещей политики армянских национал-сепаратистов.
— И последний вопрос, завершающий тему сравнений. Итак, как жилось в Азербайджане армянам, а как в Армении — азербайджанцам до начала армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?
— И вновь, я обращусь к статистике — самому лучшему судье в любом споре. Начнем со сравнения численности армянского населения, проживавшего в Баку с численностью азербайджанского населения, проживавшего в Ереване. Вырисовывается очень интересная тенденция.
Процент армян, проживавших в Баку за почти целое столетие не изменился. Так, если в 1897 году в Баку процент армян составлял 17,1%, то 1926 году он составлял — 18%, в 1959 году — 17,2%, а в 1979 году — 14,1%. И тут уместно будет напомнить, что только в 1970 году процент азербайджанцев, проживавших в Баку превзошел процент проживавших в нашей столице представителей «других национальностей». В 1970 году азербайджанцы составляли 46,3% жителей Баку, тогда как представители иных, за исключением армян, национальностей составляли 37,3% жителей нашей столицы. На момент же последней переписи населения СССР в 1979 году ситуация изменилась так: 55,7% жителей Баку составляли азербайджанцы, 14,1% — армяне и 30,2% — представители других национальностей.
А теперь — посмотрим, что происходило в Ереване. А происходила там полная арменизация Еревана. Так, в 1897 году в Ереване проживало 43,1% армян, 42,8% азербайджанцев и 14,1% представителей других национальностей. Но уже в 1926 году в Ереване проживало 89,5% армян и 7,8% азербайджанцев, В 1959 году ситуация еще более осложнилась и в Ереване проживало 92,9% армян и всего 0,6% азербайджанцев. В итоге же, к 1979 году в Ереване проживало: 95,8% армян, 0,2% азербайджанцев и 4% — представителей «других национальностей»
Эти цифры красноречивее любых аналитических материалов свидетельствуют о том, насколько толерантен и интернационален азербайджанский народ и насколько не толерантен, себялюбив армянский народ. Что же касается сравнительного анализа социального статуса азербайджанцев, проживавших в Армении и армян, проживавших в Азербайджане, то и тут на все вопросы отвечают сухие цифры. Так, к 1979 году в Азербайджане среди руководителей органов государственного управления, партийных и общественных организаций, предприятий и их структурных подразделений армяне составляли 9%, тогда как в Армении этот показатель среди азербайджанцев составлял 2,1%.
Кроме того, по Азербайджану в структуре таких престижных занятий, как инженерно-технические и медицинские работники на долю армян приходилось соответственно 11 и 9,5 процента, тогда как в Армении эти показатели среди азербайджанцев составляли всего 0,5 и 1,5 процента соответственно. Выводы из этих цифр делайте сами.
Day.Az