На этой неделе эксперт армянского аналитического центра «Митк» Эдуард Абрамян заявил изданию Armenia Today, что одним из выгодных для армянской стороны переговорных форматов по Карабаху могла бы стать модель 3+3+1, т.e. Армения, «Карабах», Азербайджан плюс Минская группа ОБСЕ и Иран. Эксперт отметил, что у Ирана добрососедские отношения с Арменией и Азербайджаном, a как шиитское государство он имеет много общего с Азербайджаном также в культурно-религиозном плане. C другой стороны, по его словам, эта страна не понаслышке знает «вековую проблему Карабаха (?! – АзерТАдж) и неоднократно сталкивалась со свободолюбием армян этого региона на протяжении всей истории».
Учитывая, что мирные переговоры в настоящее время проходят, вообще-то, по формуле 2+3, т.е. Армения и Азербайджан, с одной стороны, и три страны-сопредседателя МГ ОБСЕ, с другой, сразу бросается в глаза появление в модели, предлагаемой армянским экспертом, двух новых составляющих – некоего «Карабаха» и Исламской Республики Иран. Обращает на себя внимание также и тот факт, что из двух новых участников предложенной «формулы» автор инициативы удосужился объяснить причины подключения к переговорному процессу одного лишь Ирана, очевидно понадеявшись, что появление за столом переговоров другого новичка – «Карабаха» пройдет, авось, незамеченным. А там, гляди, к его присутствию со временем может и привыкнут.
С аргументами по поводу Ирана, в принципе, всё понятно. Но что такое «Карабах», как и с какой стати он там внезапно оказался, автор предпочитает не говорить, исходя, очевидно, из одного из двух наиболее вероятных посылов:
a) либо на фоне подключения к переговорному процессу такого влиятельного регионального государства как Иран, появление среди участников ещё одного дебютанта – «Карабаха» является до такой степени второстепенным и незначительным вопросом, что о причинах его приобщения к новой формуле можно и не говорить;
б) либо же участие «Карабаха» в переговорном процессе является до такой степени саморазумеющимся и очевидным, что обременять себя дополнительными и ненужными объяснениями внезапного его появления и поиском доказательства для аксиомы просто не стоит.
И, конечно же, не может не обратить на себя внимание оценка Абрамяном собственной формулы 3+3+1 как «очень выгодной для армянской стороны». Oно и понятно! Формула для Армении, разумеется, выгодная. Но изумление вызывает другое – по мнению Абрамянa, выгодна она армянской стороне тем, что к переговорам подключается… Иран. Да, дa, именно Иран, а не «Карабах»! Что там Карабах (мелочь какая!) для Армении, когда тут такая выгода – Иран! Причём выгода и для Азербайджана – народы-то ведь шиитские!
Столь примитивные трюки, возможно, и срабатывают, но не при обсуждении путей урегулирования сепаратистских конфликтов. Если Остапу Бендеру удалось однажды обмануть Эллочку-людоедку и выменять обычное чайное ситечко на стул, где могли быть спрятаны сокровища, то это вовсе не значит, что Абрамян может повторить этот фокус в большой политике.
Хочется отметить, что Иран действительно является добрым соседом Азербайджана, и между двумя нашими государствами и народами исторически и традиционно сложились дружеские отношения. Поступательное развитие армяно-иранских отношений – также дело двух государств, соседей Азербайджана. Но когда армянские «эксперты» пытаются наглым образом использовать целое государство в качестве ширмы для подспудного протаскивания к переговорному столу нелегитимное и никем не признанное территориальное образование, искренность отношений армян к своему южному соседу начинает вызывать серьёзные сомнения.
Пора армянским политикам и политологам уяснить, что никакого «Карабаха» как стороны конфликта не существует и никакие трюки с подключением своего неудавшегося детища к переговорному процессу в тени отвлекающего присоединения других стран к посредническим усилиям не пройдут. Так называемый «Карабах» это не древнегреческий спецназ, а региональные державы – не Троянский конь, чтобы можно было, спрятавшись в него, тихонько проникнуть и удобно усесться за переговорным столом. Конфликт однозначно межгосударственный, и сторонами его являются Армения как инициатор конфликта и страна-агрессор и Азербайджан как жертва его. И чем меньше сил в Ереване будут тратить на изобретение обходных путей (как правило, примитивных) и быстрее придут к осознанию этой истины, тем, возможно, быстрее стороны выйдут на финишную прямую мирных переговоров и в регионе, наконец, установится долгожданный мир.
АзерТАдж