России следует продемонстрировать желание урегулировать нагорно-карабахский конфликт

Интервью со старшим членом-корреспондентом в центре стратегических и международных исследований (CSIS), директором проекта CSIS по Турции Бюлентом Алиризой.

— Недавно представители интеллигенции Азербайджана и Армении совершили визит в Нагорный Карабах, а затем встретились с президентами каждой из двух стран. Как Вы оцениваете подобные визиты, и может ли дипломатия гражданского общества послужить инструментом для разрешения конфликта?

— Это не первый визит такого рода. Конечно, это хорошо, что есть такие контакты. Вопрос в том, помогают ли подобные визиты и встречи, когда нет политического урегулирования вопроса. Президенты и главы МИД встречаются, но конфликт до сих пор не решен. Опасность в том, как долго будут продолжаться встречи по Нагорному Карабаху, когда этот вопрос будет решен и что мешает разрешению конфликта.

— Нагорно-карабахский конфликт был одним из вопросов на повестке встречи Обамы и Медведева. Как, по Вашему мнению, эта встреча может повлиять на переговорный процесс? Были ли созданы какие-либо новые возможности? Как Вы в целом оцениваете эту встречу?

— Ясно, что и США, и Россия хотят улучшения отношений. Они пришли к согласию по ряду вопросов для того, чтобы сократить свои ядерные арсеналы. Обама и Медведев подписали «совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях СНВ».

Они обсудили и другой вопрос, менее важный, — ситуацию в Афганистане. Ну и, конечно же, коснулись не разрешенных конфликтов: Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия. Вопрос, по которому две стороны еще не пришли к согласию, — это Грузия. Россия все еще выступает против интеграции Грузии и Украины в НАТО.

Мы еще очень далеки от утверждения, что США и Россия договорились по всем вопросам, и у них нет никаких споров, что было бы идеально, но пока это не так. Возвращаясь к вопросу о Нагорном Карабахе. Да, эта проблема тоже обсуждалась. Конечно, это хорошо, что она обсуждается на таком уровне. Но я думаю, что России следует продемонстрировать искренность желания урегулировать нагорно-карабахский конфликт. Знаете, все из года в год говорят, что хотят решить конфликт, но он до сих пор не урегулирован.

— Президенты США, России и Франции приняли на саммите G8 в Италии совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту. Как оно отразится на будущем переговорного процесса?

— Ну, в действительности, этот вопрос не был на повестке саммита. Главы стран G8 больше говорили об изменениях климата, ситуации в Африке, финансовом кризисе и путях его преодоления и т.д. Было заявление по ситуации в Иране и также заявление глав стран МГ ОБСЕ по Нагорному Карабаху.

Я думаю, что институт Минской группы до сих пор был очень активным и сделал очень многое. Хорошо, что присутствует оптимизм, он в итоге должен к чему-либо привести. Но пока я бы не стал переоценивать значение заявления по нагорно-карабахскому конфликту на саммите G8 для переговорного процесса.

Trend News