Эксклюзивное интервью министра культуры и туризма Азербайджана Абульфаза Гараева.
— Что дало Азербайджан проведение Года «Баку – столица исламской культуры»?
— Это продемонстрировало в мировом масштабе принадлежность Азербайджана к исламской культуре и его большую роль в сохранении этой культуры. Кроме того, Азербайджан своим опытом, своими достижениями и своими людьми доказывает, что на основе исламской культуры может быть построено современное, новое, нацеленное на прогресс общество и культура. Эти мероприятия играют большую роль в ознакомлении с культурой и историей Азербайджана. Проводимые в Азербайджане международные конференции, круглые столы создают условия для освещения оставшихся в тени проблем и принятия мер, направленных на их разрешение. Этот год играет очень важную роль для знакомства мира с культурным потенциалом Азербайджана, его богатой историей и духовными ценностями. И наше министерство, и другие государственные органы, и общество в целом должны были очень активно работать для того, чтобы выполнить задачи, поставленные Годом «Баку – столица исламской культуры». С конца января этого года начали проводиться мероприятия. Проведение этих мероприятий в присущей Азербайджану манере имело очень большое значение. Дело в том, что Азербайджан находится на географическом и геополитическом пространстве, в котором сошлись различные культуры. И нашей целью было показать это разнообразие, показать, что Азербайджан является примером диалога культур. Вершиной этой серии мероприятий был впервые проведенный в Азербайджане по инициативе и при организационной поддержке Мехрибан ханум Алиевой Фестиваль мугама.
— Как Вы смотрите на то, что в год объявления Баку столицей исламской культуры сносятся мечети?
— Все должно быть в рамках закона. Если какие-то сооружения построены незаконно, конечно же, должны быть приняты нужные меры. Если же мечеть, или же другое здание построено в соответствие с законом, оно не будет снесено. Верю, что в будущем подобных фактов будет мало. Азербайджанский народ с глубоким уважением относится к своей религии. Поэтому верю, что эти факты не будут множиться, так как будет обеспечено верховенство закона.
— Предусматриваются ли какие-то программы или планы, схожие с программой «Великое возвращение», связанные с восстановлением наших памятников истории и культуры, разрушенных на оккупированных территориях Азербайджана?
— Мы и все наше общество с нетерпением ожидаем дня восстановления территориальной целостности Азербайджана. Мы очень хотим, чтобы создались условия для восстановления наших исторических памятников, очагов культуры. Мы никогда не рассматривали Карабах и другие оккупированные районы вне наших проектов. Когда определялись туристические зоны Азербайджана, Карабах и оккупированные районы были утверждены в качестве особой зоны. Мы думаем над развитием туризма на этих землях. Однако после возвещения земель в первую очередь должен быть проведен анализ. Мы получаем информацию из различных источников и знаем, что находящиеся там памятники азербайджанской истории, мечети, места поклонения, образцы архитектуры, очаги культуры находятся в плачевном состоянии. Вероятно, анализ всего этого потребует определенного времени, но только после этого мы примем решение, какие работы будем проводить. Именно после этого анализа определится, какие из наших культурно-исторических памятники требуют восстановления, а какие реконструкции. Мы собрали информацию о том, в каком состоянии находятся эти памятники, и определили, в каком направлении будем двигаться. Однако без реальных фактов говорить о серьезной подготовке трудно. Есть предварительный план, этот план существует всегда, и мы ежедневно наблюдаем. После заключения политического соглашения свое слово скажут архитекторы и специалисты по охране исторических памятников Азербайджана.
— Почему никак не состоится планировавшийся визит в Нагорный Карабах миссии ЮНЕСКО по расследованию фактов, а также Комиссии по науке, образованию и культуре Совета Европы?
— Мы ожидаем этой миссии три года, однако визит под различными предлогами откладывается. Каждый раз, как сюда приезжают генеральные секретари ЮНЕСКО и Совета Европы, мы задаем им этот вопрос. Мы за то, чтобы визит состоялся поскорее. Вероятно, противоположная сторона, хорошо осознавая ситуацию, не хочет показывать реальную картину и под всякими политическими предлогами затрудняет приезд миссии. Конечно, международные организации должны принять сбалансированное решение, учтя и наши интересы, и интересы противоположной стороны. Поэтому этот процесс затягивается. Мы подготовили материалы, документы, которые представим им. Уже началась работа с некоторыми специалистами комиссии, мы ожидали их приезда, но, к сожалению, визит не состоялся. Мне кажется, что вопрос сможет решиться только и только после подписания политического соглашения между Азербайджаном и Арменией.
АПА