Интервью с почетным президентом Парламентской ассамблеи Западноевропейского союза (Бельгия) Стефом Горисом.
— Как Вы считаете, может ли европейская программа Восточного партнерства содействовать карабахскому урегулированию?
— Думаю, да. В последнее время много говорится о мерах укрепления стабильности и безопасности в Каспийском регионе, и я убежден, что Европа должна усилить свою активность, играть более важную роль в решении карабахской проблемы. Я также считаю, что Евросоюз должен сформировать единую, четкую позицию относительно права территориальной целостности Азербайджана в соответствии с тем, как это сказано в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН.
— Есть ли угроза того, что урегулирование этого конфликта станет заложником геополитической борьбы между США и Россией, как это было в случае с конфликтами в Косово, Абхазии и Южной Осетии?
— Я верю, что новый президент США Обама исповедует иной подход. После отказа от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии, я думаю, что прежние подходы к решению подобных вопросов остались в прошлом. Возможно, наступает новый этап в отношениях между США и Россией, который открывает новые возможности. Что ж, будем надеяться на это, ибо это также важно для урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
— Думаете, у США и России и вправду может быть единое видение решения проблемы? К примеру, в некоторых СМИ устоялось мнение о традиционных проармянских симпатиях России.
— В действительности большой вопрос в том, заинтересована ли Россия в решении конфликта, поскольку в случае решения конфликта у нее больше не будет необходимости в военном присутствии в регионе. Естественно, после заключения мирного соглашения международное сообщество потребует вывода из региона российских военных сил. Поэтому, повторяю, вопрос в том, хочет ли Россия решения конфликта.
— Хотелось бы еще узнать Ваше мнение насчет проекта Nabucco, о котором тоже много говорят в последнее время.
— Евросоюз проявляет повышенный интерес к реализации Nabucco, он важен и для Азербайджана. Этот проект – связующее звено между нами. Для Европы это единственный перспективный проект в восточном направлении, минующий Украину и Россию. Поэтому я считаю его реализацию очень важной. Он в долгосрочных интересах Евросоюза.
— Насколько реалистична реализация этого проекта, учитывая, что в России не относятся к этой идее позитивно?
— Да, это так. Но это естественно, ибо Россия не хочет терять монополию в сфере поставок газа. Поэтому, понятно, что Россия не может поддерживать Nabucco, но и помешать ему она тоже не может. Этот проект будет реализован, я в этом уверен. Я думаю, и сами русские осознают, что они не смогут предотвратить его реализацию.
— В турецкой печати недавно появилась идея вовлечения в этот проект Армении, что могло бы содействовать улучшению армяно-азербайджанских отношений. Что думаете по поводу этой идеи?
— Через территорию Грузии уже идут два трубопровода, они успешно функционируют. Это азербайджанское правительство должно решать, возможно ли подобного рода сотрудничество с Арменией на данном этапе. Я считаю, что сегодня, до решения карабахского конфликта, время для этого неподходящее. Однако в перспективе возможно все. Кто знает, может, эта идея и вправду станет составной частью урегулирования конфликта.
— Но армяне однажды отвергли идею сотрудничества в рамках БТД в обмен на освобождение оккупированных земель. Могут ли они согласиться на этот раз?
— Армянам самим предстоит решать будущее своей страны. Это факт, что сегодня Армения испытывает большие экономические и социальные проблемы. В этой стране высокий уровень бедности. Я считаю, что политическое руководство этой страны должно продемонстрировать больше ответственности в решении вопросов, одним из которых является упомянутый вами, для того, чтобы обеспечить более благополучное будущее для своего народа. Еще раз повторяю, это – вопрос, над которым должно призадуматься армянское руководство.
Day.Az