Интервью с политологом Фикретом Садыховым.
— В настоящее время устраиваются митинги протеста против президента Армении Сержа Саргсяна, которые организовывает армянская диаспора на Западе в преддверии возможного подписания протоколов по урегулированию армяно-турецких отношений? С чем, на Ваш взгляд, связано недовольство армянской диаспоры?
— Весь вопрос сегодня состоит в том, что общественность, как Турции, так и Армении, как ни парадоксально это звучит, настроена прямо противоположно. Если 70 процентов турецкого общества за открытие границы между странами, то в Армении идут очень противоречивые процессы по этому вопросу. Тут, конечно же, сказывается реакция армянской диаспоры. Диаспора всегда управляла внутриполитическими процессами в Армении.
Во всех процессах, связанных с нагорно-карабахским конфликтом, армянская диаспора всегда была и режиссером, и сценаристом.
То, что сейчас происходит на Западе в ходе вояжа Саргсяна, говорит о том, что армянская диаспора негативно относится к подписанию протоколов с Турцией, потому что, на ее взгляд, рушатся те грандиозные планы, которые задумывали богатые круги армянской диаспоры по отторжению Карабаха от Азербайджана.
Сейчас армянская диаспора не столь монолитна, как раньше. Тем не менее, те протесты, которые проходят сейчас на Западе – все это влияние состоятельных и влиятельных кругов диаспоры, которым не выгодны процессы, происходящие на Кавказе. Им необходимо держать ситуацию взрывоопасной и реализовывать свои планы по отторжению Карабаха от Азербайджана, в которые они вложили немалые деньги в свое время.
Но сейчас ситуация радикально изменилась, за процессом нормализации турецко-армянских отношений стоят ведущие державы, которые фактически оказывают влияние на Армению и Турцию с тем, чтобы между странами была открыта граница.
— А как, по Вашему мнению, ситуация обстоит в Турции?
— Что касается Турции, то те опросы, которые там проводятся, говорят о том, что большинство населения — за открытие границ между Арменией и Турцией. Но это вовсе не означает, что оно против решения армяно-азербайджанского конфликта. Это неотделимые процессы и заявления официальных лиц Турции, по поводу того, что Турция готова защищать интересы Азербайджана, тоже не случайны.
— В мире существуют армянские террористические организации, такие, как АСАЛА. А еще, как известно, армянский террор проявляет себя в судьбоносные моменты истории, к примеру, как это было с расстрелом армянских депутатов в парламенте. Как Вы думаете, на какие радикальные шаги могут пойти армяне для того, чтобы сорвать подписание протоколов?
— В самой Армении и среди армянской диаспоры на Западе очень много противников подписания протоколов. Но говорить о том, что для недопущения подписания протоколов кого-либо «уберут», я бы не стал. Пока все проходит в русле согласованных политических моментов с ведущими державами.
Но, с другой стороны исключать ничего нельзя. В свое время, когда Левон Тер-Петросян тоже попытался пойти на поэтапный путь урегулирования Карабахского конфликта, реакционные силы во главе Кочаряном и Саргсяном его просто-напросто сместили и стали проводить свой курс.
Конечно, армяне вообще ведомая нация, которая сама ничего не решает. Она всегда подчинялась воле великих держав.
В свое время армян переселили на Южный Кавказ. Потом был составлен сценарий по отторжению Нагорного Карабаха. Реализовывали его при помощи Тер-Петросяна, потом Кочаряна, сейчас Саргсяна.
А сегодня Саргсян понимает, что нет света в конце туннеля, и он находится в полном тупике.
Day.Az