Интервью с послом Великобритании в Азербайджане Каролин Браун.
— На прошлой неделе вы посетили Нахчыванскую Автономную Республику. Каковы ваши впечатления от этой поездки? Какие перспективные сферы выявлены для сотрудничества Великобритании с Нахчыванской АР?
— Хотя я приезжаю в Азербайджан с 1988 года, это был мой первый визит в Нахчыван. Я много слышала об этом регионе, но хотела увидеть его своими глазами. Так что за три дня в Нахчыване я поговорила, с кем только могла.
Среди тех, с кем я встречалась — председатель Верховного меджлиса Нахчыванской Автономной Республики Васиф Талыбов, члены Нахчыванского департамента МИД, представители всех основных политических партий («Ени Азербайджан», «Умид», «Мусават», Народный фронт и Партия гражданского развития), председатель Центральной избирательной комиссии, ректор Нахчыванского государственного университета, представители четырех НПО, а также иностранные и международные представители, живущие в Нахчыване.
Состоялась живая беседа с группой студентов в Нахчыванском государственном университете. Я сказала студентам, что ключ к обучению — никогда не переставать задавать вопросы. По итогам моего визита прошла пресс-конференция.
Была поездка на таможенный пост в Джульфе на границе с Ираном и в горы неподалеку от границы с Арменией. Я разговаривала со всеми, кто встречался на пути — с людьми в магазинах, на улице, в комплексе Ашаби Кахф, со студентами и т.д.
Одной из основных причин моей поездки в Нахчыван был проект, который финансируется правительством Великобритании в рамках поддержки стратегического выбора азербайджанского правительства по развитию партнерства с Европой. Мы приветствуем и уважаем такой выбор, именно поэтому деньги налогоплательщиков Великобритании тратятся на такие проекты.
Этот конкретный проект находится под руководством Института свободы и безопасности репортеров и касается контроля за свободой слова и других вопросов в области прав человека.
Что касается возможных областей сотрудничества, председатель Васиф Талыбов попросил меня рассмотреть пути развития связей в сфере культуры и образования. Этот вопрос мы обсудили более подробно с ректором Нахчыванского государственного университета, который уже наладил контакт с университетами Великобритании в Престоне и в других местах. Я с нетерпением ожидаю, что мы найдем пути для развития этих связей в будущем.
Одним из вопросов, не затронутых во время моего визита, был вопрос о возможностях торговли между Великобританией и Нахчываном.
— Как вы в целом оцениваете уровень отношений между Азербайджаном и Великобританией? Какие шаги вы считает необходимыми для расширения сотрудничества двух стран?
— Если одним словом, то я бы оценила уровень отношений между нашими странами как динамично развивающийся. Наши отношения развиваются в областях уже налаженного сотрудничества, например, в сфере торговли не углеводородами и в сфере услуг.
Другим примером могут служить наши войска, совместно работающие в Афганистане в рамках международной коалиции.
Но наше двустороннее сотрудничество расширяется и в совершенно новых областях. Примером может служить весьма позитивное сотрудничество между правоохранительными органами Великобритании и Азербайджана в сфере нарушений при пересечении международных границ.
Недавно произошел прекрасный пример этому: сотрудники правоохранительных органов Великобритании, вовлеченные в этот совместный проект, сказали мне, что это было для них очень позитивным опытом в работе со страной, не являющейся членом Евросоюза.
Вы сами можете судить о характере двусторонних отношений, посмотрев на количество пунктов, указанных в совместном коммюнике премьер-министра Великобритании и президента Азербайджана Ильхама Алиева во время последнего официального визита в Лондон в этом году.
Конечно, как и в любых отношениях, по каким-то вопросам наши позиции схожи, по каким-то — нет. К примеру, роль всемирной службы ВВС в Азербайджане. Так как в совместном коммюнике есть соглашение о продолжении обсуждений на эту тему, недавно прошла моя встреча с завотделом Администрации президента по общественно- политическим вопросам Али Гасановым, во время которой он пригласил представителей всемирной службы ВВС посетить Азербайджан и продолжить обсуждения.
— В настоящее время в Азербайджане идет процесс активного развития ненефтяного сектора, хотя британские инвестиции в лице BP направлены в стране, в основном, в нефтяную отрасль. По вашему мнению, какие именно сферы ненефтяного сектора Азербайджана будут интересны для британского бизнеса?
— Ваша страна была невероятно успешна в создании условий, которые привлекли и сохранили международные инвестиции в области углеводородов. Это достижение, которое многие другие страны, в том числе некоторые из ваших соседей, еще должны достичь. Следующей задачей является то, чтобы эти же условия распространились на все другие секторы экономики вашей страны.
Британские бизнесмены, в том числе женщины, быстро изучают возможности, где, по их мнению, существует коммерческий потенциал. В течение двух лет, которые я живу в Баку, я видела расширяющийся спектр британских предприятий, действующих за пределами добывающего сектора, которые присматриваются к ведению деловых отношений с Азербайджаном.
Одной из областей, к которой есть особый интерес — это развивающиеся финансовые услуги в Азербайджане. После визита лорда-мэра Лондон-Сити в Баку в июле объем двусторонних контактов в этой области значительно возрос. И впервые это включает в себя перспективу азербайджанских инвестиций в Великобританию, а также британских инвестиций в Азербайджан.
Еще одним позитивным событием стало решение частного сектора несколько месяцев назад учредить новую организацию — Англо-азербайджанский бизнес-совет — с целью дальнейшего развития торговых и инвестиционных связей.
— Какой вы видите роль Великобритании как посредника в переговорах по урегулированию нагорно-карабахской проблемы?
— Мое правительство по-прежнему привержено делу, направленному на мирное и прочное урегулирование нагорно-карабахского конфликта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Поэтому мы с практической точки зрения поддерживаем Минскую группу ОБСЕ в ее усилиях по оказанию помощи обеим сторонам в нахождении такого решения.
Наша поддержка является как политической, так и практической. Например, мы предоставляем персонал из Великобритании и опыт, чтобы помочь сопредседателям Минской группы выполнять свой мандат.
Мы также финансируем различные проекты по стимулированию и развитию прямых связей между азербайджанским и армянским гражданскими обществами, поскольку эти связи будут иметь решающее значение в успешном осуществлении мирного урегулирования, как только оно будет достигнуто.
— Считаете ли вы, что сближение армяно-турецких отношений сможет содействовать разрешению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?
— Да, мы так считаем. Мы рассматриваем соглашение Турции и Армении об установлении дипломатических и двусторонних связей как важный шаг в направлении нормализации отношений, и мы призываем все заинтересованные стороны поддерживать импульс в этом процессе, чтобы обеспечить положительное влияние его на весь регион.
— Какая, на ваш взгляд, наиболее приемлемая форма для интеграции Азербайджана в ЕС?
— Я думаю, что вопрос «как это может произойти» относится к категории вопросов, на который может ответить только правительство Азербайджана.
Посмотрите на различные способы, при помощи которых другие страны разработали свои отношения с Европейским союзом. Есть много способов, как это может произойти.
Например, причины, которыми мотивировалась моя страна при развитии отношений с тем, что тогда называлось Европейское сообщество, как я подозреваю, весьма отличаются от причин, которыми мотивировались такие страны, как Эстония, Португалия, Кипр и Украина. Но главное в том, что отношения (если получается) действительно развиваются.
Вот почему британское правительство решительно поддерживает новое «Восточное партнерство» между ЕС, с одной стороны, и шестью странами, ранее входившими в состав Советского Союза, с другой стороны. То, как углубить эти отношения, основанные на взаимных общих принципах и нормах ЕС, было предметом обсуждений в прошлом месяце в Люксембурге на уровне министров иностранных дел между Азербайджаном и Европейским союзом.
Моим советом для Азербайджана будет, в качестве первого шага, вступление во Всемирную торговую организацию, которая автоматически открывает новые горизонты сотрудничества между ЕС и Азербайджаном. Стороны со временем будут в значительной степени развивать связи в широком диапазоне секторов.
Конечно, вступление в ВТО, прежде всего, требует завершения существующих переговоров о членстве. Но с твердой приверженностью разобраться в вопросах разногласий, я уверена, это может быть достигнуто.
/Trend News/