В Армении существует меньшинство, понимающее зависимость их будущего от Азербайджана

Интервью с депутатом Милли Меджлиса Гудратом Гасангулиевым.
— После подписания армяно-турецких протоколов отношения Еревана и армянской диаспоры достаточно накалились. Как вы считаете, влияет ли диаспора на позицию Армении по этим протоколам?

— Армянская диаспора — это особая, максималистская организация, у которой есть свои корпоративные интересы. Если в Армении и существует меньшинство, которое понимает, что будущее их страны зависит от нормализации отношений с Турцией и Азербайджаном, то в диаспоре совершенно не встречаются такие позиции. Армяне, проживающее за рубежом, совершенно не хотят установления каких-либо отношений с Турцией.

Здесь надо отметить, что Армения является зависимым государством и многие ее решения принимаются из Москвы. В свою очередь, Россия заинтересована в открытии границ между Турцией и Арменией, о чем она не раз заявляла. Армения тоже не против открытия границ, но при этом она не хочет отказываться от претензий на принятие выдуманного «геноцида». Таким образом Армения пытается получить для себя выгоду, не поступившись при этом ничем.

— Насколько возможен, на ваш взгляд, отказ Армении от протоколов Анкара-Ереван под предлогом затягивания Турцией ратификации данных соглашений?

— С одной стороны данный шаг возможен. Свидетельство тому — политическая линия Армении, которая заключается в осуждении Ереваном тех условий (возвращение Арменией как минимум семи оккупированных районов Азербайджана), которые Анкара выдвинула как предпосылку для ратификации армяно-турецких соглашений и которые письменно не внесены в данные протоколы. Но есть и другая сторона вопроса: когда мы (депутаты от Азербайджана) встречались с турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом, он заявил нам о том, что Москва просит его открыть границу с Ереваном, для облегчения той тяжелой экономической ситуации которая сложилась в Армении. Другими словами, Армении выгодно открытие границ с Турцией. В такой ситуации я все больше склоняюсь к такому мнению, что Ереван не отзовет свою подпись под протоколами.

— Как вы считаете, в каком векторе нужно двигаться Турции и Азербайджану, чтобы оптимизировать свое сотрудничество и усилить позиции по международным вопросам, представляющим общий интерес?

— Думаю, что у Азербайджана и Турции широчайший круг вопросов, которые нужно обсудить. Это в первую очередь вопросы безопасности в регионе, а также военно-техническое сотрудничество. В данной сфере целесообразно наше тесное взаимодействие.

Помимо этого, в последнее время стала появляться информация о появлении экономических связей Армении и Турции. Поэтому, диалог Анкары и Баку должен быть направлен на то, чтобы не допустить зарождение экономических отношений между Турцией и Арменией через третьи страны (к примеру, Грузию). Мало того, два братских государства совместными силами должны добиваться от ОИК и СовБеза ООН санкций против страны-оккупанта. Турция должна послужить примером для других государств в отношениях со страной-агрессором, коей является Армения.

— В последнее время в прессе все больше фигурирует тот факт, что на данный момент между Баку и Ереваном идут активные обсуждения по возвращению Арменией семи оккупированных районов Азербайджана. Как вы думаете, готова ли Армения на подобный шаг?

— Как я уже отмечал, Армения является зависимым государством. Для того, чтобы в карабахском урегулировании появились подвижки, Баку должен теснее работать с Москвой с одной стороны, и активнее развивать свой армейский потенциал с другой. Нам необходим диалог с Россией, для того, чтобы она заняла конструктивную позицию по карабахскому конфликту. В свою очередь, наращивание военного потенциала нам важно для того, чтобы в Армении знали — конфликт с Азербайджаном приведет их к катастрофе.

Day.Az