До решения карабахского вопроса не может быть и речи об открытии границы и установлении отношений с Арменией

Интервью с депутатом Великого Национального Собрания Турции, зампредом парламентской фракции правящей партии Справедливости и развития Мустафой Элиташем.

— После решения Конституционного суда Армении о соответствии турецко-армянских протоколов законодательству страны вновь актуализировались вопросы об отношениях между двумя странами. Какие шаги предпримет Турция в качестве продолжения этого процесса?

— Решение Конституционного суда Армении может изменить что-то только для официального Еревана. Я не думаю, что позиция Турции в этом процессе претерпит изменения. Турецкое руководство имеет по данному вопросу конкретное решение. Премьер-министр озвучил это решение в парламентах Турции и Азербайджана, а также в ходе международных встреч. Вплоть до решения карабахского вопроса не может быть и речи об открытии границы и установлении отношений с Арменией.

Турция дала слово Азербайджану и его народу, и никакие договоры не заставят ее отказаться от своего слова. Турцию очень волнует судьба оккупированных территорий Азербайджана.

Эти протоколы на самом деле были жестом доброй воли Турции по отношению к Армении, и она обязана оценить этот жест. Официальная Анкара заявила, что в случае решения карабахской проблемы она может открыть границу с Арменией и установить с ней отношения, и тем самым помочь этой стране выйти из тупикового положения.

Турция может стать самой оптимальной площадкой для выхода Армении на западные рынки. Решения принимаются не для того, чтобы оставаться на бумаге. Турция всегда осознает ответственность подписанных документов. Подписав протоколы, Турция взяла на себя большой риск. Общественность страны выступила против их подписания. Но мы продемонстрировали, что хотим жить не историей, а сегодняшним днем, в мире и взаимопонимании. Сейчас очередь за Арменией.

— То есть до решения карабахской проблемы протоколы не будут обсуждены в парламенте Турции…

— Позиция Турции по данному вопросу не изменилась. Сначала будут предприняты решающие шаги по урегулированию карабахского конфликта, и только затем мы ратифицируем протоколы, и начнем их выполнение.

Еще до подписания цюрихских протоколов турецкие власти заявили, что если причины, приведшие к закрытию границы между двумя странами, не будут устранены, то выполнение протоколов будет невозможным. Здесь все зависит от дальнейших шагов Армении. Принятие сегодня новых решений не должно сопровождаться игнорированием вчерашних. Наоборот, будущие шаги мы должны делать, анализируя прошлое. Мы являемся сторонниками лозунга «Вчера осталось в прошлом, а сегодня — это реальность». Но это не означает игнорирования прошлого. Мы только являемся сторонниками нового подхода к проблемам.

Этими протоколами мы показали и Армении, и всему миру нашу добрую волю. Но от нашей доброй воли не должен страдать братский Азербайджан, являющийся жертвой агрессии Армении. Мы хотим превратить Кавказ в зону мира и сотрудничества. Кто хочет присоединиться к нам, должен оставить свои вчерашние амбиции, и подумать над тем, как можно жить вместе в будущем.

— Антитурецкая кампания армян как всегда усилится перед 24 апреля. Также ожидается усиление международного давления на Турцию в свете решения, принятого Конституционным судом Армении. Устоит ли Турция перед этим давлением?

— Турция является страной, имеющей в регионе свое слово и свой вес. Никто не может путем давления на Турцию сделать ее инструментом в своих играх. Сегодня мир очень изменился и невозможно заставить Турцию принять то, что для нее неприемлемо.

Каждый год 24 апреля армянские притязания на «геноцид» достигают своего апогея. Каждый раз они представляют 24 апреля как последний срок, данный Турции. Но эти амбиции не могут заменить правду. Мы никогда не примем кампанию, целью которой является оскорбление доброго имени наших предков, и объявления их убийцами. Это является делом чести для Турции. Мы даем шанс Армении для выявления исторической правды. Турецкое правительство предложило создание совместной комиссии для расследования событий 1915 года. Наши архивы открыты для всех. Но они предпочитают не факты, а вымышленные истории.

— Как Вы оцениваете недавний визит премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву?

— Это был очень важный визит с точки зрения потепления отношений между Турцией и Россией, укрепления экономических связей, решения энергетических проблем. Я оцениваю этот визит положительно.

Россия — одно из влиятельнейших государств мира, обладающее своим местом и весом в международной политике. Одновременно Россия является энергетическим гигантом. Если учесть энергетическую потребность в современном мире, то отношения с энергетическими державами должны всегда быть на должном уровне. В последние годы многие страны, особенно европейские, ощутили на себе «прелести» холодной зимы. Турция является страной, потребляющей огромное количество энергии. Наша страна может найти общие с Россией точки и добиться положительного результата от подобных отношений. Российское руководство также относится к Турции с пониманием.

— А как Вы прокомментируете слова главы МИД России Сергея Лаврова о том, что увязывание карабахской проблемы с открытием границы между Турцией и Арменией не является «корректным»?

— Россия в этих процессах является не одной из двух сторон, а третьей стороной. В подобных вопросах, касающихся Турции, мы прекрасно понимаем, что нас касается, а что нет. И решения, касающиеся Турции, должны принимать мы сами. Россия может оставаться при своем мнении. Должен сказать, что отвечать подобным образом на добрую волю Турции неверно.

Думаю, Россия должна помочь решению карабахской проблемы, как страна, имеющая огромное влияние на Армению. Посредническая миссия в Минской группе обязывает Россию к этому. А имеют ли протоколы что-либо общее с карабахским конфликтом, или не имеют, это уже наша проблема.

Day.Az