Армения ведет грязную кампанию по приданию правового статуса своим притязаниям

Интервью секретарем Великого Национального Собрания Турции, депутатом от правящей партии Справедливости и Развития (ПСР) Фатихом Метином.

— Принятие Конституционным судом Армении протоколов Анкара-Ереван с дополнениями привело к возникновению кризиса в вопросе нормализации отношений между двумя странами. Как все дошло до этой точки?

— ПСР с первого дня прихода к власти поставила перед собой цель улучшить отношения со своими соседями, создать в регионе зону мира и сотрудничества, и поэтому пожелала нормализовать отношения с Арменией, и вывести ее из изоляции. Этот процесс продвинулся с места не в результате давления извне, а потому что было внутреннее желание. Мы хотели, чтобы проблемы решались не спорами и войнами, а договорами и соглашениями. Цюрихские протоколы были подписаны, как часть этой политики.

Но после подписания возникли некоторые проблемы. В особенности против этого сближения активно выступили армянская диаспора и оппозиция. Они заявили о необходимости внесения в протоколы некоторых пунктов, которые на самом деле направлены против Турции. Серж Саргсян был вынужден уступить перед этим давлением Армении и диаспоры. На самом деле Конституционный суд для того, чтобы вывести Саргсяна из трудного положения, принял эти протоколы со своеобразным комментарием и делением процесса на этапы, и, вопреки интересам Турции, изменил суть документа. Они подумали, что Турция примет их требования беспрекословно. Но у Турции есть свое достоинство, и свои политические цели. Анкара не могла согласиться с подобным лицемерием, и поэтому предупредила и Армению, и страны-посредники о недопустимости внесения изменений в уже подписанный документ.

— Вы сказали, что протоколы являются следствием желаний Турции. Но некоторые турецкие депутаты, представляющие в том числе и правящую партию, уверены в том, что Турция пошла на это в результате давления со стороны США и Евросоюза…

— Естественно, в этом вопросе были интересы Евросоюза и США, и они известили Турцию о своих желаниях. Но никто не может заставить Турцию принять то, чего она не хочет. Турция является страной, имеющей свой вес в мире. Она имеет серьезные рычаги влияния на процессы, идущие на Ближнем Востоке. Ни США, ни Евросоюз не осмелились бы заставить Турцию идти на уступки Армении. Турция в этом процессе учла и свои интересы, и правила игры в мире.

— В Армении утверждалось о том, что якобы сближение с Турцией не подразумевает решение карабахского конфликта…

— Президент, премьер-министр и глава МИД Турции неоднократно выразили позицию нашей страны по этому поводу, поэтому нет необходимости повторяться. Если вы помните, они заявили, что информируют руководство Азербайджана обо всех деталях армяно-турецких переговоров. Турция этими протоколами хотела лишь заявить о начале процесса.

Но Турция имеет проблемы с Арменией не только по карабахскому, но и по другим вопросам. Вы знаете, что Армения отказывается признать Гюмринский и Карсский договоры, по которым утверждаются границы Армении и Турции, а также статус Нахчывана. Они официально претендуют на территорию Турции. Армения ведет грязную кампанию по приданию правового статуса своим притязаниям против Турции. В результате СМИ многих стран знают гору Агры как Арарат. Армяне везде заявляют, что Ноев ковчег находится на горе Арарат, и это «святое место» отнято у них турками. Российские географические источники давно показывают гору Агры в границах Армении. Ереван Анатолию показывает как «Западную Армению».

Турция не забывает про эти факты. Но вместе с тем есть решение Турции о закрытии границы с Арменией, из-за оккупации Карабаха и граничащих с ним районов. Турецкое правительство всегда подчеркивает, что причины закрытия границ еще не устранены. При наличии всего этого открытие границы с Арменией является шагом, противоречащим интересам Турции, и неуважением нашей страны к принятым ею решениям. Турецкий народ никогда не простит этого правительству.

— Руководство США и Евросоюза, зная о не принятии Турцией решения Конституционного суда Армении, вновь призвала Турцию ратифицировать протоколы…

— Честно говоря, подобные призывы США и Евросоюза невозможно объяснить какой-либо логикой. Все связывают это с региональными энергетическими проектами. Утверждается, что напряженность в армяно-турецких отношениях является препятствием на пути региональных мирных процессов и энергобезопасности. Тут становится интересно – а не учитывание интересов Азербайджана, который является весомой региональной энергетической державой, не является препятствием на пути к энергобезопасности?!

Есть мнение о том, что США и ЕС пытаются добиться нейтрализации Армении в случае военного вторжения в Иран. У Армении очень хорошие отношения с Ираном, и сегодня Армения живет за счет Ирана. Поэтому я не верю, что Армения ради чего-то испортит отношения с Ираном. Армения даже после нормализации отношений с Турцией не будет доверять нам, как доверяет Ирану. Кроме того, в этом процессе есть и интересы России. В самый нужный момент Армения выразит позицию ни американцев, ни европейцев, а русских.

— 26 февраля исполняется 18 лет со дня Ходжалинского геноцида. Намеревается ли турецкий парламент признать Ходжалинскую резню в качестве геноцида?

— Я затрудняюсь сказать, будет ли в этом году вынесен этот вопрос на рассмотрение турецкого парламента. В Ходжалы действительно произошел невиданный вандализм и преступление против человечества. Лица, совершившие ходжалинские события, не имеют права говорить о «геноциде турков против армян». К сожалению, наш сосед испокон веков практикуется на наглом оформлении лжи в качестве правды.

Day.Az