Интервью с политологом Вафой Гулузаде.
— На днях представитель ОБСЕ сообщил о том, что за 2009 год на линии соприкосновения войск Армении и Азербайджана погибло 19 человек…
— В 1999 году нам удалось договориться с Арменией по многим вопросам, в том числе и об отводе снайперов. Но затем, после известных событий в армянском парламенте, когда были расстреляны депутаты, эти соглашения были аннулированы. Сегодня же отвод снайперов, на мой взгляд, невозможен. На фронте происходят постоянные боевые столкновения, которые порой бывают намного серьезней, чем работа снайперов, и имеют своей целью изучение огневой мощи противника и ее качества.
Вообще же, если бы это зависело только от Армении и Азербайджана, то мы давно бы уже договорились не только по этому вопросу, но и о мире. Но в нашем положении мы вынуждены слушать лишь «чушь» сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что, мол «стороны уже о чем-то договорились, но мы не можем раскрывать всех деталей». По большому счету, работа сопредседателя Минской группы ОБСЕ — это лучшая работа в мире, так как никто не знает, чем они занимаются, и при этом они сами оценивают свою работу, причем всегда на «хорошо».
— Ранее президент Армении Серж Саргсян обвинил Азербайджан в том, что именно Баку является основным препятствием в успешном исходе армяно-турецкого переговорного процесса. Согласны ли вы с этим высказыванием?
— Все заявления Сержа Саргсяна от начала и до конца являются лживыми, и он их делает для того, чтобы угодить своим «хозяевам» в Москве. В свое время Азербайджан договорился с экс-президентом Армении Левоном Тер-Петросяном о том, что Ереван освобождает 7 оккупированных районов вокруг бывшего НКАО, определение статуса которого оставалось на будущее.
Сразу после этого устанавливались дипотношения между Баку, Анкарой и Ереваном. Но, Л.Тер-Петросяна сняли с работы, после чего следующий президент Роберт Кочарян аннулировал все договоренности. Поэтому сейчас С.Саргсян хорошо знает, что ему говорить можно, а какие слова могут оставить его без работы. Вследствие этого он никогда вслух не скажет о реальных преградах в армяно-турецких переговорах.
— Сирия высказала желание стать посредником в армяно-турецких переговорах. Как вы считаете, может ли Дамаск считаться беспристрастной стороной наподобие Берна?
— Визит президента Армении в Сирию абсолютно «пустой». Между этими странами нет сколь-нибудь значимого товарно-денежного оборота. В Сирии проживает малочисленная армянская диаспора, которая занимается в основном торговлей.
— Как вы думаете, в какой мере возможно самоопределение армян Карабаха?
— С одной стороны армяне Карабаха — это граждане Азербайджана, но с другой — у сепаратистов вообще не должно быть никаких прав — они преступники. Право на самоопределение имеют те народы, которые еще не самоопределились. У карабахских армян, в свою очередь, была автономия, которую даровали из центра еще во времена существования СССР.
Говоря о самоопределении, стоит вспомнить еще одно популярное абсурдное высказывание сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что «надо найти тонкую грань между правом армян на самоопределение и территориальной целостностью Азербайджана». Это все равно, что в одной кастрюле смешать огонь и воду. В любом случае вода потушит огонь.
Day.Az