Интервью с политологом Расимом Агаевым.
— Накануне спецпосланник премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана побывал в Ереване, где встретился с президентом Армении. Как вы считаете, какова причина данного визита?
— Такой ход в свете последних событий был ожидаем. В армяно-турецких отношениях наблюдается кое-какое движение, и, если верить турецкой прессе, то стороны, судя по всему, готовы к новым инициативам. Думаю, что может быть найдена формула, которая позволит армяно-турецким отношениям выйти из тупика, хотя все еще теплится надежда на то, что это не отразится на карабахском урегулировании. Считаю, что визит спецпосланника премьера Турции — это свидетельство того, что Анкара нашла такую формулу.
— Не секрет, что Вашингтон является сторонником армяно-турецкого сближения. Как вы думаете, не попытаются ли Штаты пойти по пути достижения данной цели в ущерб Азербайджану?
— В США уже давно делают это. И Вашингтон, и Москва неоднократно заявляли о том, что вопросы армяно-турецкого сближения и карабахского конфликта должны решаться отдельно друг от друга.
Думаю, что во время встречи президента Армении Сержа Саргсяна и турецкого премьера Эрдогана в США на них все же будет оказано значительное давление со стороны Вашингтона. Поэтому более склоняюсь к мнению, что Анкаре все же придется отойти от своей первоначальной политической линии.
В результате этого возникает правомерный вопрос: почему Вашингтон поддерживает Армению, являющуюся стратегическим союзником России? Думаю, что в Вашингтоне считают, что Баку и Тбилиси уже сотрудничают со Штатами в достаточной степени. Поэтому их целью является отдалить Ереван от Москвы и приблизить к себе, и действовать в данном вопросе они будут достаточно жестко.
— Накануне глава МИД Ирана заявил о том, что Тегеран направил сторонам карабахского конфликта свои предложения по его урегулированию. С чем вы связываете столь неожиданную инициативу Тегерана?
— Иран не новичок в попытке посредничества в урегулировании карабахского конфликта. Еще в начале 90-ых годов, во время активной фазы данного конфликта официальные лица Азербайджана посещали Тегеран, который уже тогда был активен в этом вопросе, и были надежды на то, что он сможет повлиять на Армению. Но после взятия Шуши и прихода к власти Народного Фронта Азербайджан полностью переориентировал свою внешнюю политику на Анкару. Тогда же слышались обвинения в адрес Тегерана, связанные с оккупацией Арменией Шуши. Честно говоря, какое отношение к этому имеет Иран, для меня до сегодняшнего дня остается загадкой.
Затем уже, с течением времени, возникли осложнения в отношениях Баку и Тегерана, и доверие к Ирану в Азербайджане было потеряно. Надежды Баку на урегулирование карабахской проблемы стали все больше связываться с Вашингтоном. Однако сейчас в Азербайджане уже стало ощущаться явное разочарование посредничеством Вашингтона в карабахском вопросе.
Сегодняшнее выступление Ирана с предложением по карабахскому урегулированию связано с тем, что США хотят изолировать его от остального мира, но Тегеран всячески противодействует этому.
Что касается самих предложений, то хоть и трудно судить о них, не зная текста, тем не менее, считаю, что их не стоит отвергать с «порога». Нам нужно выжать максимум пользы из них.
Day.Az