Серьезной военной угрозы Армения для Азербайджана представлять не может

Интервью с известным российским журналистом, политологом, публицистом Леонидом Радзиховским.
— Как известно, в ходе своего традиционного обращения к представителям армянской диаспоры по поводу событий 1915 года в Османской империи президента США Барак Обама не произнес столь ожидаемого армянством слова «геноцид». Причины очевидны, однако хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.

— Я могу назвать три причины, по которым Барак Обама не назвал слово «геноцид».

Первая. Армяне США зря надеялись. До него это слово тоже никто из президентов США не говорил, так почему же он должен был изменить существующую традицию? Да, американские президенты давно отмечают эту дату, говорят о проблеме, но не произносят контрольное слово «геноцид». И в этом смысле Обама последовал существующей традиции.

Вторая. По мнению многих авторитетных, и, как мне кажется, объективных лиц, в 1915 году не было «геноцида». Давайте называть вещи своими именами.

Третья. Нельзя забывать, что Обама политик, и его, наверняка, не столько волнует фактическая сторона дела, сколько реальная политическая сторона. Назвать слово «геноцид» означало для Обамы более чем серьезно испортить отношения с Турцией, нанеся тяжкое оскорбление всему турецкому народу. И Обама, естественно, не заинтересован в том, чтобы портить отношения с Турцией. Особенно сегодня, когда США находятся в Афганистане и Ираке, и поддержка Турции там им очень важна. И зачем в таком случае нужен новый конфликт, конфликт с Турцией? Ради того, чтобы порадовать армянскую диаспору США? Но это слишком дорогая цена.

Обама понимает, что для армянских избирателей важно говорить о событиях 1915 года. Он говорит об этом, но не озвучивает слово «геноцид». Это разумная, взвешенная позиция президента Штатов, как, впрочем, и его предшественников.

— Сразу же после его выступления армянские СМИ разразились более чем критическими статьями, а политики — аналогичными высказываниями в адрес Обамы. Как, по-вашему, сейчас будут развиваться отношения Армении и США, а также Турции и США?

— Американо-турецкие отношения речь Обамы не изменила. У них есть другие проблемы, но они не зависят от речи президента США 24 апреля. На сегодня Турция является одним из самых важных для США союзников на Ближнем Востоке. Тем более в последнее время серьезно испортились отношения администрации Белого Дома и Израиля. И той крепкой дружбы, что была ранее между Штатами и Израилем, сейчас нет. Соответственно еще больше для Штатов вырастает роль Турции.

А еще есть Иран, с которым непонятно, как дальше будут строить отношения Штаты. И здесь роль Турции велика. Ну а про Афганистан и говорить нечего.

Что касается Армении, то она не представляет большого интереса для США. Она не представляет стратегического значения, там нет американских военных баз. Да они там и не нужны. В Армении нет полезных ископаемых, нефти, газа. А значит, в экономическом плане важнее выстраивать отношения с Азербайджаном.

Армения представляет интерес лишь по двум причинам. Из-за консолидированной и влиятельной армянской диаспоры Штатов, которая особенно сильна в стане Демократической партии. И из-за левой интеллигенции, которая и не только в Америке, но и в Европе, традиционно поддерживает Армению.

Так что Обама решил по возможности не портить отношения с левой интеллигенцией и армянской общиной США.

Что касается непосредственной отношений США и Армении, то мне кажется, что… ну, погудят армянские политики, свое возмущение выразят местные СМИ. Выразят его наверняка в максимально резкой форме, потому что очень легко ругать Обаму, находясь за много тысяч километров в другой стране. Разве Обама может им что-то сделать в ответ? Нет, конечно. Так что очень легко таким образом продемонстрировать свою храбрость и независимость, обругав Обаму. Это, наверное, очень приятно, ведь Барак Обама самый влиятельный политик в мире, а мы, дескать, его здесь в открытую ругаем и ничего нам за это не будет. Это приятно.

Но в итоге я не думаю, что в отношениях США и Армении что-то кардинально изменится. Ереван в большей степени ориентирован на Россию. Таким и останется, но пытается поддерживать баланс сил и с США. Как никак первая держава в мире, и ссориться с ней как-то не хочется.

— За сутки до традиционного обращения Барака Обамы со своим обращением к армянскому народу выступил Серж Саргсян, который отметил, что замораживает все действия, направленные на ратификацию армяно-турецких протоколов. Что означало, по-вашему, сие заявление Саргсяна?

— Я не сильный специалист в армянской политике, но мне кажется, что это стопроцентный пиар, рассчитанный на внутреннее потребление. Турцию таким способом не запугать. А на позицию США не повлиять. Я и раньше вам говорил, что армяно-турецкие протоколы перспективы не имеют. Слишком велики разногласия между странами.

Так что это просто пиар, рассчитанный за избирателя. Да, выборы президента в Армении не скоро, но избирателя надо как-то погладить по голове. Тем более это Саргсяну ничего не стоит. Популистские жесты трудны, когда речь идет об экономике. Но когда речь идет о политическом пиаре, популистские жесты — самое легкое, что можно сделать.

— Как все вышеотмеченные события могут отразиться на ближайших процессах по карабахскому урегулированию, или они не связаны друг с другом?

— Думаю, что в какой-то степени они связаны, но это лишний раз свидетельствует о том, что подвижек ожидать не стоит. Если Армения в лице своего президента всячески доказывает твердость своей позиции и не намерена идти на компромисс, то о каком компромиссе может идти речь? К тому же я всегда говорил, что компромисс возможен по самым разным вопросам, но в территориальном вопросе компромисса не бывает. И какой компромисс здесь может быть найден, тем более, что Азербайджану незачем идти на уступки?

Экономическое положение республик совершенно различное. Очевидно, что Азербайджан находится в более лучшем положении, чем другие страны СНГ, и, в частности, Армения. Никакой серьезной военной угрозы Армения для Азербайджана представлять не может. Поэтому уступки со стороны Азербайджана были бы странными сегодня.

Ну, а позиции Армении четко обозначены ее президентом. Так что переговоры могут идти бесконечно. Есть профессия дипломатов, и они ведут эти переговоры. Но до развязки, как мне кажется, очень и очень далеко…

Day.Az