У Азербайджана и Армении появился еще один шанс на возможность урегулирования нагорно-карабахского конфликта при посредничестве влиятельных региональных игроков.
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев 26 апреля обсудил в ходе телефонных переговоров с главами внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении возможность участия президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как главы государства-председателя ОБСЕ в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
За последний месяц это уже третье предложение от стран, не являющихся сопредседателями Минской Группы ОБСЕ, о посредничестве в затянувшемся территориальном споре между Арменией и Азербайджаном. До Казахстана медиаторство в нагорно-карабахском конфликте предлагали Турция и Иран, что было положительно воспринято официальным Баку.
При этом Баку согласен на все инициативы посредничества, не ограничиваясь, в отличие от Еревана, форматом Минской Группы, который в последнее время, надо сказать, вызывает у наблюдателей вопросы.
По словам заместителя председателя правящей партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедова, настал период изменений в составе института сопредседателей МГ ОБСЕ.
По его словам, данная позиция обоснована тем, что страны-сопредседатели Минской группы до сих пор не смогли проявить решимость в вопросе урегулирования затянувшегося конфликта. Кроме того, по его мнению, позиция Азербайджана как государства, подвергнувшегося оккупации, не защищается в достаточной мере.
Ситуация сейчас несомненно осложнилась еще и охлаждением между Баку и Вашингтоном, что скорее всего заставит Азербайджан пересматривать кандидатуры своих союзников и рассчитывать в первую очередь на Москву и Анкару.
Азербайджан всерьез обеспокоен отношением Соединенных Штатов к территориальному спору с Арменией и поддержкой США нормализации отношений между Турцией и Арменией без учета проблемы Нагорного Карабаха, которая была одной из причин разрыва этих отношений в 1993 году.
При этом сама Анкара сделала все, чтобы снова завоевать доверие Баку после охлаждения отношений между странами, вызванным подписанием армяно-турецких протоколов.
Турецкую сторону в последнее время не устраивает ее роль в решении нагорно-карабахского конфликта, Анкара хочет принимать более активное участие в этом вопросе, и не раз выступала с предложением услуг медиатора.
Азербайджан, оценив такую поддержку, предложил Турции занять место одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Правда Армения отреагировала на такую инициативу негативно, в отличие от инициативы Ирана, которую Ереван воспринял более благосклонно, продолжая, однако настаивать, что вопрос Нагорного Карабаха должен решаться исключительно в рамках Минской Группы.
Что же касается последнего предложения Саудабаева, то инициатива Казахстана действительно может оказаться полезной в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Казахстан не понаслышке знает о всей серьезности и сложности затянувшегося территориального спора на Южном Кавказе. Именно действующий президент страны Нурсултан Назарбаев в начале 90-х годов был одним из тех, кто пытался затушить зарождающееся противостояние Армении и Азербайджана. Вместе с бывшим тогда президентом России Борисом Ельциным Назарбаев посещал регион и вместе с Россией выступал с инициативой создания посреднической миссии, которая называлась «Железноводская инициатива».
По прошествии многих лет, у Казахстана, занявшего пост председателя ОБСЕ в 2010 году, вновь появился шанс продемонстрировать свои посреднические способности, и сдвинуть с мертвой точки процесс решения этого конфликта.
Казахстан является страной, у которой ровные отношения с обеими конфликтующими сторонами, и помощь в урегулировании спора Армении и Азербайджана, безусловно, придаст стране определенный авторитет в глазах мирового сообщества, как успешного медиатора.
Насколько Ереван будет готов к медиаторству Астаны, покажет время. Но даже в случае, если Армения даст формальное согласие, это не помешает ей впоследствии найти множество причин для провала инициативы Казахстана.
Сам факт, что в отличие от Баку, официальный Ереван воспринимает в штыки все инициативы посредничества вне МГ ОБСЕ, наводит на мысль, что Армения вовсе не хочет решать территориальный спор.
Сомнения в искренности Армении укрепляются, если учесть, что даже в рамках Минской Группы Ереван чинит препятствия для продвижения процесса нагорно-карабахского урегулирования, то возвращаясь к ранее согласованным с Азербайджаном и сопредседателями пунктам, то не соглашаясь на обновленные Мадридские принципы.
Trend