Джамиль ГАСАНЛЫ, доктор исторических наук, профессор
Карабах: от советизации к автономии
(начало в пред. номерах)
Итак, 24 января нового года поздно ночью Сенат Франции одобрил законопроект, предусматривающий уголовное наказание за отрицание «геноцида армян». Почти восемь часов длились дебаты, после которых большинство присутствующих сенаторов проголосовало за принятие документа, и верхняя палата Сената приняла законопроект.
Суть документа состоит в том, что отныне отрицание или преуменьшение масштабов «геноцида» будет наказываться тюремным заключением на срок до одного года или штрафом в размере 45 тысяч евро.
Напомним, что данный законопроект, автором которого является некая армянофилка, депутат от правящей партии «Союз за народное движение» (UMP) Валери Буайе, которая, согласно свободной энциклопедии WikipediA, мать-одиночка (так называют женщин, родивших вне брака – ред.) троих детей, родители которой, кстати, родились в Алжире и Тунисе во время французской колониальной оккупации, 22 декабря 2011 года был принят нижней палатой парламента Франции. Вспомним и то, что надуманный «геноцид армян» был официально признан Францией 29 января 2001 года. 12 октября 2006 года Национальной Ассамблеей был принят законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за отвержение надуманного «геноцида», но Сенат, посчитавший безосновательным этот законопроект, 4 мая 2011 года отклонил его и, наконец, принял, как сказано выше, в декабре прошлого года.
Отметим, что последний шаг Франции был воспринят, как и ожидалось, в Турции, в Азербайджане, в Армении и во многих других странах, да и в самой Франции неоднозначно. «Франция, показывающая себя одной из значимых стран Европы, вошла в категорию стран, ограничивающих свободу мысли», – заявил президент Турции Абдулла Гюль. Президент, подчеркнувший, что принятый Сенатом закон об уголовной ответственности за отрицание «геноцида армян» является «избирательным капиталом», именно избирательным капиталом для президента Николя Саркози, сказал: «Это поведение, унижающее такую большую страну как Франция. Надеюсь, 60 сенаторов обратятся в Конституционный суд, чтобы смыть пятно с французской демократии. Если закон вступит в силу, турецко-французские отношения претерпят изменения». Вероятнее всего, потерпят, и, конечно, в худшую сторону.
Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Турции, назвав решение французов «образцом расизма, дискриминации и крайней ксенофобии», заявил: «Этот закон, воскрешающий средневековое мышление, прежде всего, топчет европейские ценности, является кампанией по сбору голосов избирателей, опирающейся на расизм, убивающей свободу мысли и построенной на вражде по отношению к Турции. Он является несправедливым в отношении истории Франции и Европы. Те, кто отмалчивается сегодня, впадают в грех, закрывая глаза на возрождение в Европе фашизма. Я обращаюсь к рационально мыслящим французским парламентариям, интеллектуалам, общественности Франции: это не проблема Турции и Франции, и не проблема Франции и Армении. Это откровенная дискриминация, расизм». В свою очередь, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу подтвердил, что санкции Анкары в отношении Парижа будут носить необратимый характер: «Те, кто полагает, что, введя санкции, мы их затем пересмотрим, просто не знают Турцию», – сказал министр. Да, нет сомнений, что Турция предпримет все предполагаемые санкции против Франции, на словах высоко ценившей всестороннее партнерство с нею, а на деле постоянно роющей почву под ее ногами. В частности, Турция намерена отозвать посла Турции во Франции, вплоть до отмены данного закона. Дипломатические отношения между двумя государствами будут снижены до самого минимального уровня. Будет отозван военный атташе Турции во Франции, а военный атташе Франции в Турции будет лишен дипломатической аккредитации, что вынудит его вернуться во Францию. Воздушное пространство Турции будет объявлено закрытой зоной для самолетов ВВС Франции, а также турецкие территориальные воды будут закрыты для военных кораблей ВМФ Франции. Французские фирмы, которых совсем не мало в Турции, наверняка не смогут действовать по-прежнему, они будут лишены права участвовать в тендерах и конкурсах, объявленных правительством этой страны. Короче, военно-промышленный комплекс, равно и другие экономические сферы Франции потеряют в лице турецкой республики, надо отметить, самого крупного заказчика, чему она не будет рада. И спрашивается, нужно ли было ей все это из-за армян, исторически зарекомендовавших себя как бесподобно неблагодарный народ.
Что же касается упований некоторых на то, что Н.Саркози может не подписать вышеназванный з