Кого пресыщают азербайджанские недра,
находящиеся в оккупированной зоне страны?
Я – вынужденный переселенец из Джебраильского района. Все мои предки жили в этом райском уголке Азербайджана. Жили, потому что это была их историческая земля. Естественно, и я вместе со своей семьей жил в этом родном краю, имел почти все необходимые условия для нормальной жизни.
Но пришло время, когда снова пробудилась хроническая армянская болезнь присвоения чужих земель, как это было в начале прошлого века. И армяне, которые всегда сидели на почетном гостевом месте за нашим столом и питались нашим хлебом-солью, начали воевать против нас. За трехлетнюю войну, навязанную нам ими, были разрушены сотни населенных пунктов, около 20 тысяч наших граждан погибли, сотни тысяч были ранены, многие пропали без вести. Лично я потерял в ходе этой войны немало родных и близких.
19 лет назад не без помощи своего русского «старшего брата» армяне изгнали нас из родных очагов. Люди, вышедшие из своих домов с голыми руками, пережили в первые времена неимоверные моральные и физические мучения. В те времена и государство было слабым, ведь советское устройство разложилось, а национальное правительство только-только возрождалось. С другой стороны, сильный наплыв беженцев и вынужденных переселенцев в такое время поставило руководство республики в крайне затруднительное положение. Но постепенно с гуманитарной помощью отдельных стран и международных организаций были разбиты палаточные городки, и целых 10-12 лет люди были вынуждены жить в палатках, что серьезным образом повлияло на их здоровье.
Сейчас уже на территории республики нет палаточных городков, государство построило десятки типовых городков, где созданы все условия для нормальной жизни. Правда, эти городки далеко не охватывают всех вынужденных переселенцев, и у большой их части еще имеются серьезные жилищные и социальные проблемы.
Но дело не только в этом. Если даже все до одного переселенца были бы обеспечены жилищем и работой, это все ровно не может успокоить их души. Никакие высшие условия жизни не могут компенсировать чувство тяги на родные места, где похоронены наши родные. Никакая радость, никакое веселье не могут убрать укоренившуюся в глубине глаза вынужденного переселенца скорбь и тоску по многочисленным потерям…
По сегодняшний день наши земли остаются под армянской оккупацией. Конечно, мы не оставим у врага и пяди наших земель и восстановим территориальную целостность страны. Но глубочайшая моральная рана, нанесенная азербайджанскому народу Арменией, вряд ли излечится. Вместе с тем козни этого конфликта, навязанного нам Арменией, и сейчас дают о себе знать. Вот, к примеру, Рамиль Сафаров, который отбывает наказание в виде пожизненного заключения в Венгрии за убийство армянина, и которому, кстати, в этом августе исполнилось 35 лет, мой близкий родственник. Лично я, конечно, сожалею по поводу случившегося. Но ведь и это является горьким результатом армяно-азербайджанского конфликта. Почему убитый армянин должен был осквернять флаг Азербайджана и тем самым вывести из терпения Рамиля? Почему невинные старики, женщины, дети, вот эти двое молодых офицера должны были расплачиваться жизнью из-за политических амбиций группы армянских негодяев, зачинивших это противостояние?
Да, много вопросов продолжают оставаться открытыми. И, думаю, пока конфликт не будет решен, вопросы и проблемы не уменьшатся, наоборот, их будет все больше и больше, и они приведут, в конце концов, к возобновлению войны. Я не понимаю, этого ли хотят международные организации, которые во