Россия показывает свой кулак в карабахском вопросе

Если Москва надеется, что Кавказ будет оставаться стабильным перед февральской зимней Олимпиадой в Сочи, то ее командиры на местах, похоже, не получили инструкции на сей счет

 

В интервью газете Министерства обороны России в конце прошлого месяца, полковник Андрей Рузинский, командир 102-й военной базы в Гюмри в Армении подтвердил готовность России и ее намерение «присоединиться к вооруженному конфликту» против Азербайджана, если он «решит восстановить юрисдикцию над Нагорным Карабахом силой».

 

Рузинский добавил, что его сотрудники недавно посетили «районы боевого сотрудничества» и планируют увеличить совместные военные учения с армянскими вооруженными силами в следующем году.

 

Это, конечно, не секрет ни для кого в регионе, а также для евразийцев в ЕС, что нагорно-карабахский конфликт является конфликтом, поддерживаемым русскими, и что русские поддерживают в нем кипящий застой с помощью продажи оружия обеим сторонам так, что Москва может удерживать рычаги воздействия на Армению и Азербайджан и на географически близкую к ним Грузию.

 

До сих пор, однако, поразительно видеть, как ключевая военная фигура России в этом конфликте подчеркивает намерение его страны использовать свои мощные силы для поддержания этого разрушительного статус-кво или даже для того, чтобы склонить чашу весов между Арменией и Азербайджаном, если эти страны снова будут обмениваться сильными ударами.

 

Утверждение это очень хорошо иллюстрирует региональную динамику, согласно которой Армения абсолютно зависима от России в области безопасности, и что де-факто армянского суверенитета не существует. Здесь окончательный вывод мог быть сделан после недавнего подобострастного заявления президента Сержа Саргсяна с просьбой о присоединении к неосоветской Москве — Таможенному союзу вместо того, чтобы идти вперед — к соглашению об ассоциации с ЕС.

 

Оно также подчеркивает постепенное опрокидывание баланса сил между Баку и Ереваном в сторону Азербайджана, чей огромный военный бюджет стал возможным благодаря «золотому дну» нефти и газа.

 

Помимо тесной связи между лицами, принимающими решения в России и Армении, именно относительно Азербайджана Москва чувствует, что его надо удержать — как в силу его энергетического богатства, так и из-за непреклонной прозападной ориентации руководства Азербайджана за последние полтора десятилетия.

 

В преддверии саммита в Вильнюсе, круги, принимающие решения в России, дают понять, что выбор ЕС по сравнению с Россией — ложный выбор между прочим — это рискованный шаг. Замечания полковника Рузинского напоминают о подобных угрозах России в отношении Грузии до войны 2008 года.

 

На самом деле, Россия гораздо лучше подготовлена​​, чтобы зажечь нагорно-карабахский конфликт, чем была готова присоединить Абхазию и Южную Осетию.

 

102-я военная база имеет 5000 военнослужащих в Гюмри, и на ее вооружении танки, артиллерия, вертолеты, МиГи-29 и тактические баллистические ракеты Искандер-М.

 

В отличие от грузинских сепаратистских территорий, где лидерам России пришлось выдумывать странные предлоги, что их вооруженные силы защищали два независимых маленьких государства, в Нагорном Карабахе Москва может просто ссылаться на свой пакт о взаимной обороне с Арменией и свои обязательства по ОДКБ.

 

В глазах международного сообщества, русские силы якобы будут защищать Армению, хотя конфликт, вероятно, будет сосредоточен на международно признанной территории Азербайджана — в Карабахе. Тем не менее, это будет рассматриваться как гораздо более законное действие, чем вторжение в Грузию.

 

Ставшая очевидной пристрастность России в карабахском конфликте также ставит под серьезное сомнение ее роль как сопредседателя так называемой Минской группы ОБСЕ — переговорного механизма конфликта, где также председательствуют Франция и Соединенные Штаты.

 

Опять же, любой, кто наблюдал за конфликтом внимательно на протяжении последних двух десятилетий, хорошо знает, что Россия является не только посредником, но и стороной конфликта. Но до сих пор, все участники по крайней мере действовали под предлогом, что Россия так или иначе занимает объективную позицию. Откровенное заявление полковника Рузинского сделает трудным для французских и американских дипломатов продолжать стратегию урегулирования конфликта, полагаясь на Россию.

 

Активная роль России в качестве стороны в нагорно-карабахском конфликте не является новостью.

 

Тем не менее, камень, брошенный Москвой в «огород» Азербайджана и всего региона, является зловещим напоминанием о катастрофе, которая может случиться на Кавказе, если урегулирование конфликта еще не скоро будет достигнуто.

 

Первым шагом является проведение всеобъемлющих переговоров между Арменией и Азербайджаном. Но ведущую роль в этом почти наверняка должны играть Франция (и ЕС) и США, как честные посредники.

 

Россия не может одновременно проповедовать мир и угрожать войной.

 

Журналист является автором исследования «Всемирный остров: евразийская геополитика и судьба Запада» и соредактором www.chinaincentralasia.com.

— See more at: http://minval.az/news/26407/#sthash.XB0PL4yh.dpuf

/Minval.az/