Ильхам Шабан: Выход Statoil из «Шахдениз» не связан с коммерческими интересами

«Суть этой новости в том, что…».

Почему такая большая нефтегазовая компания как Statoil приняла решение покинуть проект «Шахдениз»?

«На самом деле то, что Норвежская государственная нефтегазовая компания рано или поздно примет такое решение, стало ясно еще год назад».

Как сообщает Oxu.Az, об этом в своем заявлении отметил директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан:

«Тогда, то есть в конце октября 2013 года Statoil и французская компания Total заявили SOCAR, что передумали присоединяться к проекту TANAP. Представители Statoil в своих неофициальных беседах пытались объяснить это дороговизной проекта. И наконец, в декабре  2013 года, когда SOCAR и его партнеры готовились санкционировать «Стадию-1» проекта «Шахдениз», внезапно получили от норвежской компании «плохую новость».

Суть этой новости заключалась в том, что компания Statoil, оправдываясь дороговизной проекта, фактически объявила, что столкнулась с проблемами в финансировании «Шахдениз -2», являющегося самой важной ресурсной базой в поставке каспийского газа в Европу, и косвенно заявила оператору проекта, в том числе азербайджанскому правительству, которое должно было подтвердить проект, что должна продать свою долю.

В этот момент фактически BP и SOCAR, купив за короткое время 10% Statoil, удалось организовать17 декабря подписание «Стадии-2» в предусмотренное время.

Тогда я заявлял агентству «Turan», что Statoil готовится покинуть и инфраструктурные проекты Азербайджана и многие отнеслись к этому не то, чтобы сомнительно, а даже несерьезно.

Таким образом, сегодня Statoil официально объявила, что продала свою 15,5-процентную долю участия в «Шахдениз» и Южно-Кавказском газопроводе, а также 12,4-процентную долю в Azerbaijan Gas Supply Company за 2,25 миллиарда долларов малазийской компании Petronas.

А всего год назад Statoil и BP владели одинаковой долей участия в «Шахдениз». Также с юридической точки зрения она оставалась коммерческим оператором в качестве продавца азербайджанского газа в проекте Шахдениз-1. Отказ от всего этого, объясняемый следованием коммерческой стратегии и недостаточностью рентабельности, на мой взгляд, выглядит не убедительным. Вторым аргументом, при выходе из мега-проектов, как правило, руководствуются малые или средние компании.

А коммерческую привлекательность проекта подчеркивает тот момент, что Statoil удалось продать свою долю в «Шахдениз» чуть дороже, чем год назад. Если в декабре 2013 года компания продала BP и SOCAR свою 10-процентную долю участия за 1,45 миллиардов, то теперь она продала 15-процентную долю за 2.25 миллиарда. Учитывая, что доллар дорожает, значит, к «Шахдениз» проявляется большой интерес, в особенности со стороны компаний, действующих в регионах. Реальным доказательством этого является недавнее увеличение TPAO своего долевого участия в проекте от 9 до 19%.

В таком случае, это означает, что выход Statoil из «Шахдениз» и инфраструктурных проектов вовсе не связан с коммерческими интересами», — подчеркнул эксперт.

Гюльнара Зейналова
www.oxu.az