«У азербайджанской молодежи должна появиться надежда на невоенное решение Карабахской проблемы».
На вопросы Oxu.Az отвечает доцент Института международных и общественных отношений Колумбийского университета США Джон Лоуренс.
— Азербайджан, в основном, известен в мире как страна нефти и газа. Какие еще ассоциации возникают у вас, когда речь заходит об Азербайджане?
— Прежде всего, позвольте мне выразить признательность правительству республики и организаторам Бакинского гуманитарного форума за устроенный ими теплый прием. Хотя я и участвовал в этом мероприятии уже во второй раз, для меня это был познавательный и приятный опыт. Должен отметить, что прогресс, достигнутый Азербайджаном в течение почти четверти века с момента обретения независимости, удивителен. Для меня Азербайджан – это поразительное сочетание старины и модерна и связующее звено между различными культурами, звуки, вкусы и даже запахи!
Впервые я приехал в регион в 1963 году через Тебриз за рулем старенького Land Rover по дороге из Европы в Афганистан. Я влюбился в этот контраст с моим западным воспитанием, начиная с музыки. В те времена муэдзины созывали народ к молитве вживую, без нынешних электро-технических средств. Я никогда не забуду этот звук. Позже я наслаждался в Баку азербайджанской оперой, творениями Низами Гянджеви и завораживающим мугамом. Для меня нефтяные и газовые ресурсы являются временными возможностями, которые при правильном управлении могут обеспечить будущие поколения Азербайджана. Это касается работы по превращению вокруг черного золота в человеческое золото, то направление, которым занимались я со своими коллегами. Еще много чего предстоит сделать в справедливом распределении новых богатств, с целью создания более широких возможностей для всех азербайджанцев, продолжении поощрения конструктивного участия граждан в управлении, и решении оставшихся вопросов управления экологией.
Наряду с этим Азербайджану, конечно же, есть много, чего предложить миру помимо нефти и газа, и с помощью организации AIDA и нового «Контракта века» республика займется разработкой новых направлений.
— США и Азербайджан являются стратегическими партнерами во многих сферах. Что Вы думаете о сотрудничестве между нашими странами?
— Признаюсь, в Америке есть нехватка достаточной информации об Азербайджане. Хотя между нашими странами сотрудничество развивается на многих уровнях, студенты из Азербайджана обучаются в американских университетах, наши солдаты вместе несут службу под эгидой НАТО в различных частях мира, а страны являются важными стратегическими союзниками в сфере энергетики и безопасности, мало кто из американцев может выговорить слово «Азербайджан», (несмотря на то, что название республики красуется на футболках команд на международных турнирах) и, вероятно, еще меньшее количество может найти республику на карте. Между тем у Азербайджана удивительная красота природы, в том числе в Нахичевани, Гяндже, Губе, горах, лесах, и, конечно же, побережье Каспия. Среднестатистический американец ничего об этом не знает, и необходимо сделать больше, чтобы в американском сознании появились должные ассоциации об очаровании страны, ее литературе и музыке. Кроме того, американцам малоизвестен такой стратегически важный факт, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан на 40% удовлетворяет потребности Израиля в нефти.
— Не этим ли в том числе объясняется тот печальный факт, что американские законодатели порой принимают антиазербайджанские решения? Возьмем хотя бы недавний пример с признанием калифорнийским Сенатом независимости так называемой «Нагорно-Карабахской Республики» … Не вредят ли такие решения двусторонним отношениям?
— Да, к сожалению, хотя такие резолюции калифорнийских законодателей вообще не имеют резонанс на национальном или международном уровне. Должен отметить, что Конгресс США порой демонстрирует некомпетентность даже в вопросах внутренней политики Соединенных Штатов, и тем более с трудом разбирается в сложных проблемах внешней политики, что хорошо известно остальному миру. Однако американцы, в особенности молодежь, больше, чем старшее поколение, проявляют интерес в получении дополнительной информации о различных культурах. Здесь считаю важным повторить важность пробуждения Азербайджаном большего интереса американцев к своей культуре, экономике, технологиям и добывающей промышленности. Президент Ильхам Алиев в этой связи проводит значимую и похвальную работу, включая проведение форумов и музыкальных фестивалей. Кроме того, в интересах диверсификации промышленности Азербайджан должен продолжать свое продвижение в сторону совершенствования туристической инфраструктуры и создания стимулов для любителей туризма. Дороговизна и относительно сложный процесс получения визы является здесь сильным сдерживающим фактором. В то время как Баку и регионы страны даже по мировым стандартам выделяются по своим лучшим отелям, их цена пугает среднего туриста, и Азербайджану не помешало бы инвестировать в создание жилья для туристов со средними возможностями и транспортных альтернатив, чтобы привлечь больше гостей.
— Вы-то человек не новый в Азербайджане и наверняка знакомы с проблемой Нагорного Карабаха. Интересно было бы узнать Ваше мнение об этой проблеме.
— Я был удручен, прочитав и услышав во время личных бесед со многими молодыми азербайджанцами разочарование в связи с отсутствием прогресса в этом непрекращающемся территориальном конфликте. Низами писал: «Правосудие является величайшей доблестью», но он также изрек «Насилие, бесчестие и кровопролитие приносит несчастье». Дальнейшее кровопролитие станет просто жестокой тратой бесценных человеческих ресурсов, у азербайджанской молодежи должна появиться надежда на невоенное решение, мыслей о новой войне быть не должно. Следует прислушаться к чаяниям вынужденных переселенцев и предпринять практические меры к их реализации. Недавние переговоры в Баку между Президентом Алиевым и сопредседателями Минской группы ОБСЕ являются иллюстрацией единственного пути решения этой проблемы, посредством решительных и серьезных переговоров.
— Азербайджан и США — географически очень далекие друг от друга страны. Но что их связывает? Что делает нас ближе, не считая той же энергетики?
— Отличный вопрос. Что делает нас ближе – это общий интерес к исследованиям новых возможностей для более устойчивого прогресса человечества. Азербайджан здесь является не только партнером, но, по ряду важных направлений, лидером, демонстрируя успех в проведении независимой и продуманной политики, относительно развития по направлениям Восток-Запад и Север-Юг.
Teşekkür ederim!