Даже урегулирование нагорно-карабахского конфликта не решит проблем Армении — политолог

Даже урегулирование нагорно-карабахского конфликта не решает проблем Армении. Об этом сказал во вторник на пресс-конференции директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.

По его словам, понятие «урегулирование нагорно-карабахского конфликта» в разъяснениях не нуждается.

«Определенные политические силы в Армении, а том числе участвовавшие в оккупации азербайджанских земель, заявляют, что Армения уже урегулировала нагорно-карабахский конфликт. Другими словами, статус-кво для них является решением нагорно-карабахской проблемы. Армения оккупировала Нагорный Карабах и семь прилегающих районов Азербайджана. И — все. В реальности же никто в мире не считает нагорно-карабахский конфликт урегулированным. Если руководство Армении ищет решения нагорно-карабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ, значит оно не считает нынешнее положение разрешением конфликта. Разговоры президента и главы МИД Армении Сержа Саргсяна и Эдварда Налбандяна о принципе самоопределения народов являются ничем иным, как самообманом. В многочисленных документах и заявлениях структур, выражающих отношение к нагорно-карабахскому конфликту, в частности МГ ОБСЕ, нет ни строчки о «Праве «арцахского народа» и «армян Карабаха» на самоопределение», — сказал он.

Политолог отметил, что когда армяне начинали нагорно-карабахский конфликт, они были очень уверены в своих силах: могли реализовывать сильную лоббистскую политику в США.

«Политическая элита России полностью находилась под влиянием армян. Под предлогом помощи жертвам Спитакского землетрясения правительство СССР выделило Армении средства в размере двухгодичного бюджета. Караваном с гуманитарной помощью от США руководил сын президента Джорджа Буша-старшего Джем Буш. Армяне всего мира очень сильно поддерживали друг друга. Армяне были настроены построить государство с 15-миллионым армянским населением. Участие армян под диктовку США в распаде СССР дало им дополнительные геополитические и финансовые ресурсы», — сказал Ахмедоглу.

По его словам, Азербайджан в этот период характеризовался совершенно противоположными параметрами.

«Азербайджан отделился от СССР с нулевым бюджетом. В мире не было никакой информации об Азербайджане. Азербайджанцы мира не знали друг друга. Война в Нагорном Карабахе со всей негативностью сказалась внутри Азербайджана. Со дня начала армянами нагорно-карабахского конфликта прошло 27 лет. Азербайджан – одна из стран, решающая мировые проблемы. Азербайджан превратился в одну из надежных стран мира. Баку — центр координации азербайджанцев мира. Золотовалютные резервы Азербайджана превысили 50 миллиардов долларов. Число граждан Азербайджана приблизилось к 10 миллионам. Численность азербайджанцев в мире — к 52 миллионам» — сказал он.

Политолог отметил, что в течение 27 прошедших лет армяне мира начали отдаляться друг от друга, в частности от Армении.

«Армения превратилась в кладбище желаний и инвестиций мирового армянства. Миграция и демократия делают более реальной Армению с населением в 1,5 миллиона человек. Казна Армении пуста, а ее государственный долг превысил 50 процентов от ВВП. Даже международные финансовые структуры заявили, что госбюджет Армении находится в зоне риска. У Армении сейчас нет никакого геополитического союзника. Ядерное соглашение между Ираном и «шестеркой» вызвало значительное оживление в Армении. Саргсян даже хвастался перед лидерами РФ и Китая, что возглавляет приграничную с Ираном страну. Чуть позже разрушились мифы Армении, связанные с Ираном», — сказал Ахмедоглу.

«В последние годы армяне считают проводимую Россией политику противоречащей своим интересам. США, оказывающие всестороннюю поддержку армянам, недавно шокировали Армению: прилегающие к Нагорному Карабаху оккупированные районы должны быть возвращены Азербайджану. Статус Нагорного Карабаха должен быть определен не армянами, а азербайджанцами и армянами Нагорного Карабаха. Азербайджанцы и армяне Нагорного Карабаха будут проживать вместе. Грузия официально пожаловалась на Армению. Вот что «выиграла» Армения, которая начала нагорно-карабахский конфликт», — отметил политолог.

По словам Ахмедоглу, армяне исторически участвовали в геополитических столкновениях крупных империй, сталкиваясь с большим количеством рисков. Но в большинстве случаев им удавалось выйти из такой ситуации.

«Потому что у армян была сильная церковь, которая фактически играла роль государства. Сейчас главным вопросом, усугубляющим государственный кризис в Армении, является то, что церковь превратилась в криминально-коррупционный центр и очаг безнравственности. Когда сирийские армяне зимой искали 200 тысяч долларов и не нашли решения проблемы обеспечения продуктами и топливом, на банковском счету (Швейцарский филиал HSBC) главы Армянской апостольской церкви Гарегина II было свыше миллиона долларов. Сейчас армянская церковь не объединяет, а разрушает. Армянская апостольская церковь по влиянию среди армянских церквей занимает последнее, третье место», — сказал он.

Политолог добавил, что протекающие в мире геополитические процессы, в том числе все происходящее на Ближнем Востоке, вывели из строя важные армянские общины. Если бы Армения не создала бы нагорно-карабахскую проблему, возможно, она смогла бы предотвратить распад армянских общин на Ближнем Востоке. Все это прямо или косвенно является следствием для Армении нагорно-карабахского конфликта, который создали сами же армяне.

«Но есть и одна истина: пока нагорно-карабахский конфликт остается не урегулированным, проблемы от этого для Армении и мирового армянства будут расти. Для того, чтобы хотя бы предотвратить этот рост, Армения должна отступить от политики по Нагорному Карабаху. Даже если теоретически смоделировать разрешение нагорно-карабахского конфликта и подключение Армении к региональным проектам в ближайшее время, то Армения не сможет достичь уровня даже 1988 года. Главная проблема в том, что решение нагорно-карабахской проблемы не может предотвратить процесс разрушения государственности Армении. Никто в мире не обладает геополитическим ресурсом, способным вернуть армян к прежней ситуации. Возможно, нет даже таких центров силы, у которых есть такое намерение», — сказал политолог.

 

/Trend/